Суббота, 20.10.2018, 23:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Публикации | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Категории раздела
Мои статьи [17]
Поиск
Начните управлять эффективно
Новая жизнь
Наши партнёры
  • Компания БЭСТ
  • БРИИК
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Научно-производственная фирма
    "Бизнес-Технологии"
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Образовательный проект «Из рядовых – в главные»

     

    СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

     

    Образовательный проект «Из рядовых – в главные»

    Н.Н.Иванов

     

    При обсуждении роли информационных технологий в преподавании той или иной науки все чаще приходится сталкиваться с ситуацией, когда эти технологии настолько проникли в ее ткань, что отделить их от основного предмета становится практически невозможно.

    Пожалуй, в полной мере это можно отнести практически ко всем специальностям экономического профиля, так или иначе связанным с управлением предприятием. Скажем, бухгалтерский учет без применения компьютеров исчез практически полностью. В то же время, не только преподаватели экономических дисциплин, но и авторы законодательных актов зачастую ведут себя так, как будто ничего не случилось. Прежде всего, это касается двусмысленности правил и алгоритмов, описанных в законодательстве.

    Если без использования компьютерных технологий ошибки и противоречия, возникающие в результате этой двусмысленности, можно «спрятать» в арифметических расчетах, то программа дает результат работы определенного алгоритма. Если в законодательстве он описан двусмысленно – результат будет соответствовать той интерпретации нормативного акта, которая заложена в программу конкретным программистом.

    В качестве примера можно привести учет ГСМ [1]. Законодательство рекомендует поступать «просто». Списывать с водителя ГСМ «по цене фактического приобретения». А если  бензин покупался по разным ценам и смешивался в одном бензобаке, рекомендует «как-то усреднять». Как конкретно надо усреднять эти цены, в курсах бухгалтерского учета обычно не поясняют. В результате у практического бухгалтера  нередки случае, когда за водителем числятся литры, но не числятся рубли, или наоборот. Иной раз такой результат дает и компьютерная программа, в которой требование законодательства выполняется буквально.

    Можно сказать, что проблемы и противоречия, которые долго не замечались в ряде наук, с применением компьютерных технологий стали проявляться совершенно отчетливо, и потребовали как образование, так и исследования вести на совершенно другом уровне. В результате заметна определенная конфронтация между специалистами, пришедшими в ту или иную науку из компьютерных технологий, и специалистами, всю жизнь посвятившими этой науке.

    С другой стороны, в последние годы, особенно в периферийных ВУЗах, стала заметна тревожная тенденция. Получать диплом и иные сертификаты в одном месте, а реальные знания и умения, обеспечивающие профессиональный успех и определенный материальный достаток – в другом.

    Автор долгое время пытался давать возможность делать это в одном месте. И не прекратил эти попытки. Но совместить две цели становится все труднее, и два года назад мы попытались получение знаний и навыков, позволяющих успешно работать, для начала, главным бухгалтером относительно небольшого предприятия, сделать независимым как от географического положения обучаемых, так и от принадлежности к тому или иному ВУЗу.

    С этой целью был подготовлен и реализован экспериментальный учебный проект, основные результаты которого описаны в работе [2]. С точки зрения используемых компьютерных технологий проект имеет две особенности, отличающие его от большинства курсов по автоматизации учета и управления, которые преподаются в ВУЗах.

    1.Все участники проекта работают в одной программе, и, что наиболее важно, в одной базе данных. Иными словами, каждый обучаемый имитирует работу не своего отдельного предприятия, а вся команда воспроизводит деятельность среднего по величине предприятия, ведущего как оптовую, так и розничную торговлю. В ВУЗе для этих целей мы разворачиваем сетевую версию той или иной программной системы. Правда, при этом есть одно ограничение. Все участники обучения должны находиться в одной аудитории, или, по крайней мере, в пределах одного здания.

    2.Для снятия этого ограничения были использованы так называемые терминальные технологии, которые позволяют запускать программу, расположенную на терминальном сервере, из разных городов, используя достаточно быстрый канал интернета.

    Эти особенности позволяют отработать, во-первых, работу специалистов экономического профиля в команде, управляющей предприятием, и, во-вторых, получить достаточно большую базу данных, с определенным количеством ошибок, чтобы провести ее диагностику и имитацию налоговой проверки в условиях, приближенных к реальным. На взгляд автора, именно небольшие размеры учебной базы данных, являются главным препятствием в получении в реальных навыков управленческой работы.

    Размещение теоретического материала и его обсуждение велось на специальном сайте [6]. Как работа с теоретическим материалом, так и деловая игра по имитации деятельности предприятия, потребовали значительных изменений в методике и способах преподавания. Они обсуждались в [2] достаточно подробно.

    По результатам экспериментального проекта можно сделать вывод, что использованные в нем технологии дистанционного образования позволяют вести обучение, во всяком случае, не хуже, чем в аудитории ВУЗа. Возможно, оптимальное количество участников команды по имитации деятельности предприятия при дистанционном проведении деловой игры, несколько больше, чем в аудитории.

    Определенные проблемы возникают с контролем полученных навыков и обратной связью с преподавателем, но, если не ставить задачу подтверждения результата образования неким сертификатом, острота этой проблемы, в значительной степени, снимается. Однако развитие проекта идет именно в этом направлении. В развитии технологий использования подготовленных специалистов в практическом бизнесе. Об этом хотелось бы сказать несколько подробнее, принимая во внимание не просто процесс подготовки квалифицированных специалистов для среднего и высшего звена управления бизнесом, но и сопутствующую этому процессу ситуацию в экономике.

    В последние годы утверждать, что российская экономика управляется неэффективно – значит, ломиться в открытую дверь. С этим практически никто не спорит. Как и с тем фактом, что успех бизнеса на коррумпированном рынке слабо связан с эффективностью финансового управления.

    Однако определенные коррективы в эту ситуацию внес экономический кризис. Вдруг возникла необходимость ответить на вопрос, «простой, как валенок». Что предприятию выгодно производить и продавать, а что приводит к его разорению? Какие объекты в строительстве надо срочно замораживать, а какие достраивать? Когда начнутся кассовые разрывы и нечем будет платить зарплату? И вообще, сколько времени осталось до банкротства?

    Оказалось, что бухгалтерский учет, построенный «для налоговой инспекции» и «согласно российскому законодательству», дать ответы на такого рода вопросы неспособен в принципе. Заводить вторую учетную службу, для ведения отдельного «управленческого учета» - дорого, да и непонятно, как ее нужно строить. И вообще, самая элементарная инвентаризация управленческих технологий и используемых в управлении программных продуктов показывает, что последние лет пятнадцать они развивались, по сути дела, стихийно, в соответствии с отдельными решениями случайных лиц.

    Еще больше проблем в службе планирования. В торговле такой службы, чаще всего, нет вовсе. Даже прогноза поступления и расходования денег на ближайший период. В массе торговых предприятий только зарождается осознание необходимости оптимизировать страховые запасы, организовать торговлю «с колес», и вообще, как-то планировать торговую деятельность.

    В промышленности такая служба обычно есть, но работает настолько независимо от учетной, что в автоматизированной системе, в ряде случаев, весьма проблематично даже сформулировать алгоритм оценки степени выполнения плана по данным бухгалтерского учета.

    На наш взгляд, интеграция учета и планирования в одну службу финансового директора, является одной из первых задач при проведении антикризисных мероприятий.

    В этих условиях кризис дал мощный толчок бизнесу, в котором активное участие принимает и автор этих строк. Это весь комплекс мероприятий, сопровождающих преобразование неэффективно управляемого предприятия в эффективное. Включая изменение структуры взаимоотношений людей, участвующих в управлении, оптимизацию документооборота, подбор, в случае необходимости, управленческого персонала, налаживание на новом уровне финансового и производственного планирования, бухгалтерского учета, а также внедрение автоматизированной системы управления нового поколения.

    Реализовать весь этот комплекс в рамках одной небольшой фирмы оказывается затруднительно. Мы образовали своеобразный «тандем». Это Консалтинговая фирма «Технологии антикризисного менеджмента», которая профессионально занимается реформированием систем управления предприятием, а если для реформирования у собственника недостает административной воли – оптимизацией проведения процедуры банкротства. И предприятие, которое возглавляет автор – Научно-производственная фирма «Бизнес-Технологии». Оно занимается реформированием бухгалтерского учета и внедрением автоматизированных систем управления. Сотрудничаем мы около десяти лет, а с началом кризиса стали почти единым целым.

    Практический опыт реформирования предприятий убедил нас в том, что делать эту процедуру по заказу собственника, пусть даже за приличные деньги, не очень эффективно. Слишком часто «больной», едва задышав, вскакивает с операционного стола, и убегает, надеясь долечиться самостоятельно. Нам представляется, что правильнее было бы получать на время неэффективный бизнес в собственность, превращать его в эффективный, и продавать существенно дороже. Однако, если с первой частью этой процедуры в России еще можно справиться в отдельных случаях, то реализация второй части остается пока весьма проблематичной. Впрочем, и экономическая ситуация не стоит на месте…

    Если взглянуть на образовательный проект под углом зрения этого бизнеса, он начинает выглядеть совсем по-другому. В процедуре реформирования предприятия очень болезненный вопрос – подготовка или подбор управленческих кадров. Часто приходится встречаться и с прямым саботажем персонала, привыкшего работать, не считая деньги. В этой ситуации появление контингента молодых и амбициозных специалистов экономического профиля, способных практически без дополнительного обучения приступить к работе на реформируемом предприятии, а может быть, даже стать инициаторами реформирования, становится весьма существенным фактором.

    По этой причине, и принимая во внимание успешность реализации экспериментального проекта, мы приняли решение начать новый образовательный проект, который стал бы полноправной составляющей нашего бизнеса. Поскольку мы ориентируем молодых специалистов, участвующих в проекте, на быстрый служебный рост на предприятии, выходящем из кризиса, он получил название «Из рядовых – в главные».

    Информационные материалы по этому проекту мы разместили на сайте [7].

    Материалов достаточно много. В их числе две статьи автора. Все материалы экспериментального проекта, как было отмечено, пока доступны на сайте [6]. На терминальном сервере demo.bestnet.ru также доступна для просмотра база данных, полученная в результате его реализации.

    При подготовке образовательных программ для студентов или молодых специалистов обычно ставится цель «дать набор знаний и навыков, которые потребуются от специалиста при работе в практическом бизнесе». Мы ставим скорее обратную задачу, которая обусловлена кризисным состоянием российской экономики.

    Мы хотим научить специалиста определять, в чем нуждается бизнес, в котором он оказался. Преобразовывать этот бизнес так, чтобы он стал эффективным. В процессе этих преобразований быстро расти в служебном и профессиональном отношении. Возможно, наш образовательный проект пригодится руководителю успешного предприятия, который задумывается о формировании кадрового резерва для замещения должностей в  сфере экономического управления.

    Пока проект имеет некоторый «перекос» в бухгалтерскую сторону. С другой стороны, автор считает бухгалтерию некой «осью», вокруг которой должны выстраиваться управленческие технологии. Во всяком случае, если бухгалтерия дает неправильную информацию, или не дает нужной информации, истинное состояние предприятия неизвестно, а значит – принять обоснованное управленческое решение попросту невозможно.

    Обучение в рамках проекта предполагается вести на трех уровнях.

    1.Подготовка бухгалтера малого предприятия.

    2.Подготовка главного бухгалтера с навыками финансового директора для торгового предприятия.

    3.Подготовка финансового директора производственного предприятия.

    В этой программе интеграция учета и планирования в одну службу постоянно имеется в виду. Мы ориентируемся, в основном, на ситуацию, когда молодой специалист вырастает в главного бухгалтера, и далее в финансового директора.

    Первый уровень соответствует  главному и единственному бухгалтеру предприятия оптовой торговли. Предполагается, что молодой специалист либо уже имеет соответствующую квалификацию, либо достаточно быстро ее достигает с помощью книги [3], с возможной поддержкой на сайте [6].

    Второй уровень ориентирован на главного бухгалтера торгового предприятия, в значительной мере, условно. Дело в том, что главный бухгалтер производственного предприятия обязательно должен владеть всем комплексом навыков, необходимых на предприятии оптовой торговли. Так что этот уровень является совершенно необходимой ступенью для освоения уровня 3. На уровне 2 предполагается также получение начальных навыков финансового планирования, в виде работы с двумя основными бюджетами – доходов и расходов, и движения денежных средств.

    Третий уровень предполагает систематическое ведение в одной базе данных финансового и производственного планирования, а также синхронизированного с планированием бухгалтерского учета. Мы считаем, что финансовый директор производственного предприятия должен уметь выполнять обязанности как главного бухгалтера, так и начальника планово-экономического отдела.

    Как уже было отмечено, образовательный проект «Из рядовых – в главные» не является изолированной образовательной услугой. Он рассматривается нами как неотъемлемая составляющая деятельности по модернизации и реформированию российской экономики, в которую вносят небольшую лепту и упомянутые выше фирмы. Продуктом этого проекта должен стать некий контингент амбициозных специалистов, способных участвовать в реализации программы реформирования системы управления неэффективного предприятия.

    В процессе такого реформирования почти наверняка придется менять компьютерные технологии, включая программные продукты, и, самое главное, технологии их использования.

     В работе [4] автор попытался дать какую-то классификацию программных продуктов, используемых в настоящее время в России для учета и управления. С момента опубликования работы положение изменилось достаточно незначительно. С одним уточнением. Кризис ускорил процесс смены компьютерных технологий.

    Здесь имеет смысл говорить только о двух способах деления программных продуктов на классы. Первый принцип деления соответствует типу автоматизации, реализованной на предприятии. Условно ее можно назвать кусочной и комплексной. При кусочной автоматизации используется несколько программных продуктов со своими отдельными базами данных. Связь между ними осуществляется периодически, в ручном или автоматическом режиме. При комплексной автоматизации для возможно более широкого круга управленческих задач используется один универсальный программный продукт с одной базой данных.

    Эти названия не очень удачны. Несколько программных продуктов, между которыми хорошо налажены автоматические связи, могут обеспечить более высокий уровень автоматизации, чем один комплексный продукт. Правда, обычно, для того, чтобы автоматические связи работали, нужно соблюдать определенные технологии ведения учета и управления в разных программных продуктов. И даже при налаженных автоматических связях эти технологии документально оформлены далеко не всегда, и далеко не всегда соблюдаются.

    Соответственно, и программные продукты можно разделить на два больших класса. Для автоматизации отдельных управленческих функций, ориентированные на работу в компьютерной информационной системе, организованной по кусочному принципу. И для комплексной автоматизации, когда использование наряду с применяемым других программных продуктов не предполагается.

    В принципе, можно применять комплексные программные продукты и для кусочной автоматизации, хотя такая схема их использования кажется совсем уж неэффективной. Имеется только один распространенный вариант такого использования. Он будет рассмотрен далее.

    Второй способ деления программных продуктов на классы соответствует способу их адаптации к особенностям конкретного предприятия. Это может быть параметрическая настройка, когда такую адаптацию осуществляет пользователь без вмешательства в текст программного продукта. В этом случае разработчик продукта гарантирует его штатную работу при любых изменениях в настройке. И это может быть программная настройка, когда адаптацию делает специально обученный программист по техническому заданию пользователя.

    Мало того, что такое техническое задание, как правило, устаревает к моменту его выполнения. Но вмешательство постороннего программиста в текст программы перераспределяет ответственность за ее штатную работу. Основной разработчик уже не примет претензии в отношении нештатной работы продукта. Постоянно выпускаемые им обновления своего продукта, к переработанному продукту могут оказаться неприменимы. И вообще, в данном случае речь идет, по сути дела, о разработке нового программного продукта. Без проведения его всестороннего тестирования и написания документации. Без обязательств сопровождать продукт на предмет отражения в нем изменений в законодательстве на протяжении достаточно длительного периода.

    Таким образом, когда молодой специалист приходит на предприятие, ему полезно оценить, к какому типу принадлежит используемая предприятием система автоматизации управления. Кусочному или комплексному. Программно или параметрически настраиваемому. В работе [4] автор высказывался по этому поводу достаточно осторожно. Прошедшее с тех пор время, экономический кризис, и опыт работы по проведению антикризисных мероприятий, заставляют высказать более категоричное суждение.

    Для вывода предприятия из кризиса нужно использовать компьютерные технологии для комплексной автоматизации, и программные продукты, настраиваемые параметрически. Хотя, как отмечалось в упомянутой работе, непроходимой границы между этими классами и нет. Кроме того, в рамках программного продукта должны полноценно интегрироваться, как минимум, учет и планирование.

    В настоящее время в России работают, по разным оценкам, 2-3 тысячи программных продуктов для учета и управления. Большая их часть использует товарный знак «1С», хотя программы эти самого разного качества и назначения, а разработаны самыми разными фирмами и независимыми программистами. В чем причина такого широкого распространения этого товарного знака?

    Прежде всего, в том, что лет 10-12 назад фирма «1С» разработала специальную программу, которую она назвала технологической платформой. С помощью этой программы независимые программисты получили возможность с относительно небольшими трудозатратами создавать свои программные продукты. Но для работы этих продуктов технологическая платформа должна быть куплена, и установлена на компьютер конечного пользователя. Программные продукты, работающие на базе технологической платформы, специалисты фирмы «1С», а вслед за ними и все использующие платформу программисты, стали называть конфигурациями. В определенном смысле взаимодействие технологической платформы и конфигурации аналогично взаимодействию операционной системы и прикладной программы.

    Правда, никто обычно не говорит, что ведет бухгалтерский учет на Windows. А о ведении учета на «1С» приходится слышать. Кстати, такого рода терминология – хороший индикатор для молодого специалиста, позволяющий оценить перспективность использования работающего рядом с ним персонала в тот период, когда он станет главным и возьмет на себя ответственность за построение эффективной управленческой системы. Этот индикатор показывает, что человек не понимает разницы между технологической платформой и конфигурацией, а иной раз не знает, на какой программе-конфигурации он работает и кто ее разработчик. Справедливости ради следует отметить, что часто эта информация и не афишируется продавцами программ или обслуживающей организацией.

    В настоящее время применяются две программные платформы, «1С:Предприятие 7.7» и «1С:Предприятие 8». На базе каждой платформы фирма «1С» разработала несколько программ, которые часто называют «стандартными конфигурациями», а независимые разработчики, совместно с фирмой или сами по себе, великое множество программных продуктов, тиражируемых, чаще всего, в небольшом числе экземпляров. Например, чаще всего упоминаемыми стандартными конфигурациями, созданными на базе технологической платформы «1С:Предприятие 8», являются: «1С:Бухгалтерия 8», «1С:Бухгалтерия для бюджетных организаций 8», «1С:Зарплата и управление кадрами 8», «1С:Управление торговлей 8», «1С:Платежные документы 8», «1С:Управление производственным предприятием 8».

    Получить какие-либо данные о распространенности каждого из этих программных продуктов трудно. Фирме «1С» существенно выгоднее считать общее число продаж программных продуктов, использующих ее товарный знак.

    Посмотрим теперь, к каким классам принадлежат программные продукты, использующие товарный знак «1С». Практически все они, за исключением, может быть, очень малораспространенных конфигураций, принадлежат к категории программно настраиваемых продуктов. Подавляющее большинство предполагают эксплуатацию в рамках кусочной автоматизации.

    Автор работы [5], в целом отрицательно относящийся к выводам, сделанным в [4], отмечает, что, по сути дела, к категории комплексных программных продуктов, созданных на базе технологической платформы «1С:Предприятие 8»,  можно отнести только две программы, использующие товарный знак «1С». Это «1С:Бухгалтерия 8», и «1С:Управление производственным предприятием 8». 

    Действительно, программа «1С:Бухгалтерия 8» содержит все модули, необходимые для ведения бухгалтерского учета. Включая модуль расчета заработной платы, складского учета, учета основных средств. Однако, поскольку возможности упомянутых модулей достаточно скромные, чаще всего учет заработной платы и складской учет в программе «1С:Бухгалтерия 8» не используются вовсе. Вместо них предпочитают использовать отдельные программы «1С:Зарплата и управление кадрами 8» и «1С:Управление торговлей 8». В результате программа «1С:Бухгалтерия 8» используется как составная часть проекта кусочной автоматизации управленческой системы. Реже программа переделывается кардинальным образом, с тем, чтобы расширить функции ее модулей. Тогда возникают проблемы с обновлением конфигурации.

    Отдельно следует остановиться на программе «1С:Управление производственным предприятием 8». Судя по всему, появление этой программы ознаменовало поворот фирмы «1С» от кусочной автоматизации к крупным программным продуктам для автоматизации комплексной, с полноценным интегрированием учета и планирования. Это был первый опыт компании, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Недавно сделан и второй шаг в этом направлении – разработана программа «1С:Комплексная автоматизация 8». Будем надеяться, что эти шаги не станут последними. Тем не менее, продукты относятся к категории настраиваемых программно. Кроме того, в отличие от других продуктов аналогичного класса, при его покупке нельзя отказаться от тех модулей, которые не будут использоваться. Приобрести можно только всю программу целиком. Пока программа применяется очень ограниченным кругом предприятий.

    Какие еще есть программы для комплексной автоматизации систем управления? Из программ российского производства я назвал бы только три. Все они с самого начала развивались как комплексные и настраиваемые параметрически. Это «Галактика», ИС-ПРО и БЭСТ-5. Первые два продукта изначально создавались для крупных промышленных предприятий, но в последнее время активно идут в малый и средний бизнес. БЭСТ-5, как и УПП, вырос из программных продуктов для небольших предприятий. Отличается от УПП тем, что является параметрически настраиваемым, и может продаваться в любой комплектации.

    К сожалению, в развитии программы БЭСТ-5 в последние годы отчетливо просматривается тенденция к утрате отдельных элементов параметрической настройки и замене ее настройками программными. Разработан «Дизайнер приложений» позволяющий независимым программистам разрабатывать свои модули. В программу был встроен англоязычный дизайнер отчетов FastReport сторонних разработчиков, в результате чего модернизация печатных форм без участия специально обученного программиста оказалась почти невозможной. В новых модулях, предназначенных для автоматизации работы планово-экономического отдела производственного предприятия, пока отсутствуют параметрические средства настройки алгоритмов распределения косвенных затрат. И вообще, создается впечатление, что широкое распространение программ с товарным знаком «1С» среди неэффективно управляемых предприятий толкает разработчиков систем БЭСТ на бездумное подражательство разработчикам технологических платформ «1С:Предприятие».

    Похожая ситуация в системе ИС-ПРО. Слишком высок уровень участия программистов в модернизации чисто управленческих технологий. Даже в модернизации печатных форм используемых документов.

    Лет пятнадцать назад новые системы учета и управления появлялись на рынке компьютерных технологий достаточно часто. Потом они были частично вытеснены с рынка, а частично переведены на новую платформу несколькими основными производителями, среди которых фирма «1С», пожалуй, определенно подпадает под определение монополиста, а значит – работает вне свободной конкуренции.

    Конечно, неэффективное управление предприятием не обусловлено только применением или неприменением тех или иных программных продуктов. Но достаточно очевидно и то обстоятельство, что программные продукты, в которых не предусмотрена явно возможность получения информации для поддержки главных управленческих решений, сыграли не последнюю роль в консервации  неэффективной системы управления.

    Представляется, что на этапе выхода большинства российских предприятий из кризиса, появление принципиально новых программных систем отечественных производителей достаточно вероятно. Во всяком случае, принимая во внимание слабую реакцию основных производителей на запросы потребителей, такие системы были бы встречены пользователями вполне доброжелательно.

    Тем более, что при смене поколений программных продуктов, предприятие, которому предстоит их использовать, скорее всего, не будет принимать решение о выборе самостоятельно. Чаще оно будет передоверяться консалтинговой фирме, ответственной за весь процесс реформирования предприятия.

    В своей практике нам уже пришлось сталкиваться с ситуацией, когда решение о назначении директора и нескольких менеджеров верхнего уровня собственник отдавал на наше усмотрение. Естественно, что в этой ситуации мы же принимали решение о выборе программных продуктов, компьютерных технологий и подборе персонала для их использования.

    Если такая практика получит сколько-нибудь серьезное распространение, рынок компьютерных технологий для учета и управления изменится кардинально. Рекламировать программные продукты станет бесполезно, поскольку покупке будет предшествовать детальная работа профессионалов.

    Мы надеемся, что наш образовательный проект «Из рядовых – в главные» внесет посильный вклад в развитие технологий эффективного финансового управления предприятием – а значит, и выходу российской экономики из экономического кризиса.

     

    Литература:


    1.Н.Н.Иванов «Об особенностях учёта ГСМ в компьютерных системах», Бухгалтер и компьютер, 2006, №2.

    http://www.buhcomp.ru/htm/new_namb/arhive_2006/02/arhive.shtml

    2.Н.Н.Иванов «Интернет-проект «Подготовка главных бухгалтеров» - редварительные итоги», Бухгалтер и компьютер, 2009, №2.

    http://www.buhcomp.ru/htm/new_namb/arhive_2009/02/arhive.shtml

    3.Н.Н.Иванов «Основы автоматизированного учета», Саратов, «Наука», 2007г.

    4.Н.Н.Иванов «Ожидает ли нас массовая смена компьютерных технологий учета и управления», журнал «Бухгалтер и компьютер», 2008, №2, http://www.buhcomp.ru/htm/new_namb/arhive_2008/02/statyi/statya1.shtml

    5.М.Суарес «Комплексные системы из компонентов», журнал «Бухгалтер и компьютер», 2008, №7, http://www.buhcomp.ru/htm/new_namb/arhive_2008/07/statyi/statya3.shtml

    6.Сайт http://www.forum.spb4plus.ru/index.php.

    7.Сайт http://www.kftam.ru/.

    Категория: Мои статьи | Добавил: Admin (10.06.2014) | Автор: Иванов Николай Николаевич
    Просмотров: 512 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2018