Четверг, 28.03.2024, 20:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Публикации | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Категории раздела
Мои статьи [17]
Поиск
Начните управлять эффективно
Новая жизнь
Наши партнёры
  • Компания БЭСТ
  • БРИИК
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Научно-производственная фирма
    "Бизнес-Технологии"
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Как стать главным бухгалтером? (Часть 2)

    СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

    Как стать главным бухгалтером?

     

    Н.Н.Иванов, доцент РГТЭУ, директор НПФ «Бизнес-Технологии»

     

    Читать начало статьи.

    Неэффективное управление и его роль в карьере молодого специалиста.

    Каковы же основные признаки неэффективного управления? Ответ на этот вопрос можно дать, исходя из простых соображений здравого смысла. А можно – исходя из самых фундаментальных принципов бухгалтерского учета. Интересно, что результат получается практически одинаковым.

    Представляется достаточно очевидным, что, если руководство предприятия не представляет реального финансового состояния своего предприятия, управлять им эффективно оно не может. Обычно у такого руководства и представления об эффективности свои. Успешно решать социальные задачи, сеять разумное, доброе, вечное, разрабатывать передовые инженерные решения, лечить людей, и т.д. А считать деньги, получать прибыль – это им неинтересно. До кризиса и за бюджетные деньги так управлять предприятием иной раз удавалось. Теперь большинство предприятий такого рода оказалось в предбанкротном состоянии. А руководство жалуется на изношенность основного оборудования и отсутствие инвестиций.

    Отсюда первый признак неэффективного финансового управления. Первое лицо предприятия не использует бухгалтерскую информацию. Но, может быть, ее и использовать нельзя? Зачем вообще нужна бухгалтерская информация?

    Вопрос можно поставить и более грубо. На кого работает бухгалтерия, на собственное предприятие или на налоговую инспекцию? Задачей бухгалтерского учета является обоснование правильности начисления налогов, или обеспечение руководства информацией о текущем состоянии предприятия, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений?

    Чаще всего на этот вопрос отвечают следующим образом. Главное - обоснование налогов, а остальное – как получится и если останется время. Такой ответ можно считать вторым признаком неэффективного управления. Если эту позицию не менять, для вывода предприятия из кризиса придется организовать вторую учетную службу – управленческого учета. Если эта служба, к тому же, будет строить учет без применения принципа двойной записи, скорее всего, содержание двух бухгалтерий только ускорит продвижение к банкротству.

    Молодому специалисту заменить директора, не использующего бухгалтерскую информацию, трудно. Хотя предвидеть смену такого директора в ближайшем будущем нелишне. А вот принять участие в разговоре об управленческом учете очень даже уместно. Если же высказать в этом разговоре мнение, что учет изначально должен строиться для обеспечения первого лица достоверной информацией о текущем состоянии предприятия, эта мысль, может быть и не очень понравится главному бухгалтеру, но понравится директору. А собственнику понравится еще больше. В отношении же накопления информации, необходимой налоговым органам, можно отметить, что делать это можно, в том числе и на забалансовых счетах. Главное – не ломать в ответ на каждый чих законодателя эффективную учетную систему.

    Дальше неизбежно возникнет вопрос о том, какая учетная система должна считаться эффективной. Какие конкретно управленческие решения она должна поддерживать в первую очередь? И вот на этом этапе возникает вопрос, «простой, как валенок».

    Любое предприятие что-то продает. Кто товары, кто продукцию, кто услуги. И первое, что должно знать руководство предприятия, выгодно или нет производить или покупать то, что оно продает. Иными словами, необходим дифференцированный учет выручки по видам выпускаемых изделий или услуг, и такой же дифференцированный учет их себестоимости.

    Какая выручка была получена от продаж того или иного товара, продукции или услуги, бухгалтерия, чаще всего, знает. Если это не так, Вас прямо сейчас можно ставить на место главного бухгалтера. Хуже уже не будет.

    А вот с себестоимостью того, что предприятие продает, чаще всего есть проблемы. В торговле один и тот же товар закупается по разным ценам, так что для определения расходов на его закупку необходим какой-то вменяемый расчетный алгоритм. При производстве продукции учет производственных затрат чаще всего ведется «котловым методом», по всей продукции сразу. При производстве услуг зачастую вообще нет ясного понимания того, что предприятие продает. Не говоря уже о том, чтобы подсчитать, сколько стоит производство той или иной услуги.

    Так что третий, и, может быть, главный признак неэффективного финансового управления состоит в том, что предприятие не знает себестоимость того, что оно продает. Это незнание лишает руководство предприятия возможности провести срочную антикризисную меру – избавиться от производства или покупки того, что предприятие разоряет.

    Чаще всего, на предприятии существует, в том или ином виде, служба, которая оценивает себестоимость на основе планово-экономической информации. Однако достоверность ее оценок может быть проверена только после того, как аналогичная информация корректно получена из данных бухгалтерского учета.

    Итак, главной обязанностью учетной системы является, на взгляд автора, формирование двух документов. В одном приводятся данные о выручке по каждой позиции номенклатуры продаваемых товаров, продукции или услуг. В другом – данные о себестоимости каждой позиции.

    Если во втором документе приводятся также данные о составе себестоимости по 8-12 наиболее существенным статьям затрат, это будет ценнейшей информацией для директора о ключевом звене, на которое надо воздействовать для их снижения.

    Так что на вопрос собственника о том, что он получит, назначив Вас главным бухгалтером, можно дать краткий и определенный ответ. Я дам данные о себестоимости каждой единицы того, что Вы продаете.

    Как это сделать, мы и рассмотрим в нашей образовательной программе.

     

    Автоматизация учета и управления.

    Таким образом, если встал вопрос о назначении Вас на должность главного бухгалтера серьезного предприятия, это назначение, скорее всего, будет обусловлено обязательством с Вашей стороны провести коренную реорганизацию всей службы учета. Хотя вообще-то очень полезно не забывать, что главным направлением развития систем управления в настоящее время является интеграция, как минимум, учета и планирования.

    Естественно, что на нынешнем уровне развития российской экономики реорганизация системы управления неотделима от реорганизации ее компьютерной составляющей.

    По этой причине, в процессе реформирования учетной системы Вам почти наверняка придется принимать крайне непростое и болезненное решение о смене поколения компьютерных технологий. О смене программных продуктов, и, самое главное, технологий их использования.

    В работе [2] я попытался дать какую-то классификацию программных продуктов, используемых в настоящее время в России для учета и управления. С момента опубликования работы положение изменилось достаточно незначительно. С одним уточнением. Кризис ускорил процесс смены компьютерных технологий.

    Здесь имеет смысл говорить только о двух способах деления программных продуктов на классы. Первый принцип деления соответствует типу автоматизации, реализованной на предприятии. Условно ее можно назвать кусочной и комплексной. При кусочной автоматизации используется несколько программных продуктов со своими отдельными базами данных. Связь между ними осуществляется периодически, в ручном или автоматическом режиме. При комплексной автоматизации для возможно более широкого круга управленческих задач используется один универсальный программный продукт с одной базой данных.

    Эти названия не очень удачны. Несколько программных продуктов, между которыми хорошо налажены автоматические связи, могут обеспечить более высокий уровень автоматизации, чем один комплексный продукт. Правда, обычно, для того, чтобы автоматические связи работали, нужно соблюдать определенные технологии ведения учета и управления в разных программных продуктов. И даже при налаженных автоматических связях эти технологии документально оформлены далеко не всегда, и далеко не всегда соблюдаются.

    Соответственно, и программные продукты можно разделить на два больших класса. Для автоматизации отдельных управленческих функций, ориентированные на работу в компьютерной информационной системе, организованной по кусочному принципу. И для комплексной автоматизации, когда использование наряду с применяемым других программных продуктов не предполагается.

    В принципе, можно применять комплексные программные продукты и для кусочной автоматизации, хотя такая схема их использования кажется совсем уж неэффективной. Имеется только один распространенный вариант такого использования. Он будет рассмотрен далее.

    Второй способ деления программных продуктов на классы соответствует способу их адаптации к особенностям конкретного предприятия. Это может быть параметрическая настройка, когда такую адаптацию осуществляет пользователь без вмешательства в текст программного продукта. В этом случае разработчик продукта гарантирует его штатную работу при любых изменениях в настройке. И это может быть программная настройка, когда адаптацию делает специально обученный программист по техническому заданию пользователя.

    Мало того, что такое техническое задание, как правило, устаревает к моменту его выполнения. Но вмешательство постороннего программиста в текст программы перераспределяет ответственность за ее штатную работу. Основной разработчик уже не примет претензии в отношении нештатной работы продукта. Постоянно выпускаемые им обновления своего продукта, к переработанному продукту могут оказаться неприменимы. И вообще, в данном случае речь идет, по сути дела, о разработке нового программного продукта. Без проведения его всестороннего тестирования и написания документации. Без обязательств сопровождать продукт на предмет отражения в нем изменений в законодательстве на протяжении достаточно длительного периода.

    Таким образом, когда молодой специалист приходит на предприятие, ему полезно оценить, к какому типу принадлежит используемая предприятием система автоматизации управления. Кусочному или комплексному. Программно или параметрически настраиваемому. В работе [2] я высказывался по этому поводу достаточно осторожно. Прошедшее с тех пор время, экономический кризис, и опыт автора в работе по проведению антикризисных мероприятий, заставляют высказать более категоричное суждение.

    Для вывода предприятия из кризиса нужно использовать компьютерные технологии для комплексной автоматизации, и программные продукты, настраиваемые параметрически. Хотя, как отмечалось в упомянутой работе, непроходимой границы между этими классами и нет.

    В настоящее время в России работают, по разным оценкам, 2-3 тысячи программных продуктов для учета и управления. Большая их часть использует товарный знак «1С», хотя программы эти самого разного качества и назначения, а разработаны самыми разными фирмами и независимыми программистами. В чем причина такого широкого распространения этого товарного знака?

    Прежде всего, в том, что лет 10-12 назад фирма «1С» разработала специальную программу, которую она назвала технологической платформой. С помощью этой программы независимые программисты получили возможность с относительно небольшими трудозатратами создавать свои программные продукты. Но для работы этих продуктов технологическая платформа должна быть куплена, и установлена на компьютер конечного пользователя. Программные продукты, работающие на базе технологической платформы, специалисты фирмы «1С», а вслед за ними и все использующие платформу программисты, стали называть конфигурациями. В определенном смысле взаимодействие технологической платформы и конфигурации аналогично взаимодействию операционной системы и прикладной программы.

    Правда, никто обычно не говорит, что ведет бухгалтерский учет на Windows. А о ведении учета на «1С» приходится слышать. Кстати, такого рода терминология – хороший индикатор для молодого специалиста, позволяющий оценить перспективность использования работающего рядом с ним персонала в тот период, когда он станет главным бухгалтером и возьмет на себя ответственность за построение эффективной учетной системы. Этот индикатор показывает, что человек не понимает разницы между технологической платформой и конфигурацией, а часто и не знает, на какой программе-конфигурации он работает и кто ее разработчик. Справедливости ради следует отметить, что часто эта информация и не афишируется продавцами программ или обслуживающей организацией.

    В настоящее время применяются две программные платформы, «1С:Предприятие 7.7» и «1С:Предприятие 8». На базе каждой платформы фирма «1С» разработала несколько программ, которые часто называют «стандартными конфигурациями», а независимые разработчики, совместно с фирмой или сами по себе, великое множество программных продуктов, тиражируемых, чаще всего, в небольшом числе экземпляров. Например, чаще всего упоминаемыми стандартными конфигурациями, созданными на базе технологической платформы «1С:Предприятие 8», являются: «1С:Бухгалтерия 8», «1С:Бухгалтерия для бюджетных организаций 8», «1С:Зарплата и управление кадрами 8», «1С:Управление торговлей 8», «1С:Платежные документы 8», «1С:Управление производственным предприятием 8».

    Получить какие-либо данные о распространенности каждого из этих программных продуктов трудно. Фирме «1С» существенно выгоднее считать общее число продаж программных продуктов, использующих ее товарный знак.

    Посмотрим теперь, к каким классам принадлежат программные продукты, использующие товарный знак «1С». Практически все они, за исключением, может быть, очень малораспространенных конфигураций, принадлежат к категории программно настраиваемых продуктов. Подавляющее большинство предполагают эксплуатацию в рамках кусочной автоматизации.

    Автор работы [3], в целом отрицательно относящийся к выводам, сделанным в [2], отмечает, что, по сути дела, к категории комплексных программных продуктов, созданных на базе технологической платформы «1С:Предприятие 8», можно отнести только две программы, использующие товарный знак «1С». Это «1С:Бухгалтерия 8», и «1С:Управление производственным предприятием 8».

    Действительно, программа «1С:Бухгалтерия 8» содержит все модули, необходимые для ведения бухгалтерского учета. Включая модуль расчета заработной платы, складского учета, учета основных средств. Однако, поскольку возможности упомянутых модулей достаточно скромные, чаще всего учет заработной платы и складской учет в программе «1С:Бухгалтерия 8» не используются вовсе. Вместо них предпочитают использовать отдельные программы «1С:Зарплата и управление кадрами 8» и «1С:Управление торговлей 8». В результате программа «1С:Бухгалтерия 8» используется как составная часть проекта кусочной автоматизации управленческой системы. Реже программа переделывается кардинальным образом, с тем, чтобы расширить функции ее модулей. Тогда возникают проблемы с обновлением конфигурации.

    Отдельно следует остановиться на программе «1С:Управление производственным предприятием 8» (в дальнейшем УПП). На взгляд автора, появление этой программы ознаменовало поворот фирмы «1С» от кусочной автоматизации к крупным программным продуктам для автоматизации комплексной, с полноценным интегрированием учета и планирования. Пока это первый опыт компании, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Будем надеяться, что он не станет последним. Тем не менее, продукт относится к категории настраиваемых программно. Кроме того, в отличие от других продуктов аналогичного класса, при его покупке нельзя отказаться от тех модулей, которые не будут использоваться. Приобрести можно только всю программу целиком. Пока программа применяется очень ограниченным кругом предприятий.

    Какие еще есть программы для комплексной автоматизации систем управления? Из программ российского производства я назвал бы только три. Все они с самого начала развивались как комплексные и настраиваемые параметрически. Это «Галактика», ИС-ПРО и БЭСТ-5. Первые два продукта изначально создавались для крупных промышленных предприятий, но в последнее время активно идут в малый и средний бизнес. БЭСТ-5, как и УПП, вырос из программных продуктов для небольших предприятий. Отличается от УПП тем, что является параметрически настраиваемым, и может продаваться в любой комплектации.

    Применяются также несколько продуктов импортного производства, например, Navision, знакомство с которыми для независимых аналитиков достаточно затруднено. Если молодому специалисту придется столкнуться с предложениями об их внедрении, необходимо, во-первых, вспомнить о предложенной здесь классификации, а во-вторых, верить только тому, что видите, и рассматривать суждения вроде «теоретически можно» и «сделаем доработку» как достаточно проблематичные обещания.

     

    Компьютерные технологии учета и управления: исходное состояние и предстоящие перемены.

    Посмотрим теперь, с каким состоянием компьютерных технологий Вам придется встретиться, придя на работу в наиболее интересное для Вас, а значит – неэффективно управляемое предприятие. Скорее всего, там будут эксплуатироваться 2-3 программы-конфигурации, созданные на базе технологической платформы «1С:Предприятие 7.7». Чаще всего, это «1С:Бухгалтерия 7.7», «1С:Зарплата и кадры 7.7», «1С:Торговля и склад 7.7». Автоматический обмен данными между программами, скорее всего, использоваться не будет. Проводки, соответствующие учету зарплаты и материальному учету, будут вводиться в «Бухгалтерию» вручную.

    Распространен и похожий вариант. Эксплуатируется «Бухгалтерия» и «Зарплата». Материальный учет ведется в «Бухгалтерии», данные по зарплате вносятся в виде проводок вручную. Здесь придется встретиться еще с одной проблемой.

    «1С:Бухгалтерия», по сути дела, не поддерживает так называемый сортовой способ хранения материальных ценностей на складе. Когда партии одного и того же запаса, купленные по разным ценам, хранятся вместе, и физически неотделимы друг от друга. А цены списания со склада в документах расхода формируются по одной из стандартных расчетных процедур, на основании цен в документах прихода. Чтобы использовать, например, метод ФИФО, нужно вести так называемый «партионный учет», когда карточки складского учета на каждую поступившую партию ведутся, а проверить соответствие количества на карточке фактическому количеству невозможно. Можно проверять только суммарное количество по всем карточкам партий. Ясно, что применение подобной методики в более или менее серьезном складском хозяйстве, через достаточно непродолжительное время приведет к непомерному разрастанию количества карточек складского учета, и наведение порядка в материальном учете станет весьма проблематичным. Что и приходится очень часто наблюдать при обследовании состояния материального учета в реальных предприятиях. На этом фоне до проблем, порождаемых применением в программе «1С:Бухгалтерия» расчетных методов формирования цен списания по отдельному складу, а не по предприятию в целом, дело вообще не доходит.

    Из приведенного анализа ясно, что кусочную автоматизацию, ориентированную на программные продукты соответствующего класса, придется с предприятия убирать. И главной движущей силой в этом процессе должны стать именно Вы, если хотите реально реформировать систему учета и управления.

    На этом пути Вас ждет самое ожесточенное сопротивление. На этапе принятия решения о выборе нового программного продукта Вам придется столкнуться с мощным лобби со стороны системных инженеров, на которых руководство предприятия часто до сих пор смотрит как на специалистов по компьютерному управлению. Эти сотрудники потратили много времени и сил на овладение технологий по поддержке старых программных продуктов, и они будут отнюдь не в восторге от необходимости переучиваться на незнакомые технологии.

    Далее, за десять лет эксплуатации программных продуктов, разработанных, скажем, на базе технологической платформы «1С:Предприятие 7.7», у предприятия, скорее всего, сложились определенные отношения с фирмами, поддерживающими эти продукты. Неэффективное управление предприятием в течение последних десяти лет, конечно, не обусловлено только применением или неприменением тех или иных программных продуктов. Но достаточно очевидно и то обстоятельство, что программные продукты, в которых не предусмотрена явно возможность получения информации для поддержки главных управленческих решений, сыграли не последнюю роль в консервации неэффективной системы управления.

    Тем не менее, при решении вопроса о смене поколений компьютерных технологий, Вы должны быть готовы к тому, что руководство Вашего предприятия подвергнется массированной обработке со стороны продавцов программных продуктов, с целью убедить его в необходимости сохранить кусочную схему автоматизации, но перевести ее на технологическую платформу «1С:Предприятие 8». Любопытно, что программа УПП в этом случае предлагается достаточно редко, потому что при ее внедрении возникают проблемы совсем иного рода. Например, по выстраиванию системы эффективного документооборота. Или по коренному изменению взаимоотношений людей, работающих в компьютерной системе. А поскольку подавляющее большинство специалистов в фирмах, продающих и обслуживающих программы с товарным знаком «1С» - специально обученные программисты, внедрять программы уровня УПП им будет весьма непросто.

    Не исключено, что к моменту Вашего прихода на предприятие уже был произведен переход на ту же кусочную схему, что использовалась ранее, но на базе технологической платформы «1С:Предприятие 8». Тогда Вы имеете возможность лично убедиться в том, что эффективность компьютерных технологий изменилась мало.

    В любом случае, от кусочной автоматизации придется уходить. Лучше всего – на один из трех упомянутых комплексных программных продуктов с параметрической настройкой. Если не удастся – на программу УПП с настройкой программной. Но тогда надо четко осознавать то обстоятельство, что программу придется переписывать. Возникнут проблемы с установкой пакетов обновлений, и предприятие попадет в сильную зависимость от той фирмы, которая эту переписку сделает. Другая фирма поддерживать эту модернизированную программу-конфигурацию вряд ли возьмется.

    Набор аргументов для оказания давления на руководство Вашего предприятия за много лет очень детально отработан маркетинговой службой фирмы «1С». Их разбор не входит в задачи настоящей статьи. Однако главную роль в этом давлении играют не аргументы. Фирма «1С» вообще всячески старается блокировать детальное сравнение программных продуктов, использующих ее товарный знак, как друг с другом, так и с продуктами, этот знак не использующими. По большому счету, ей все равно, на каком программном продукте работает предприятие. Главное, чтобы на нем была наклейка «1С». Чаще всего, при организации давления на руководство стараются скомпрометировать как специалиста инициатора ухода от старых программных продуктов.

    Поэтому, если предложение «убрать 1С» будет исходить от Вас, нужно приготовиться к тому, что по существу обсуждать особенности программных продуктов никто не станет. Разговор будет вестись, преимущественно, о Ваших личных качествах. Сначала профессиональных, потом – моральных, потом начнут утверждать, что Вы не патриот России, потом перейдут на физические качества. К этому надо быть готовым. Одно можно сказать. Незамеченным Вы уж точно не останетесь.

    Не последнюю роль в сохранении старых технологий играют деньги, уже потраченные на их приобретение и поддержание. Признать их выброшенными на ветер руководству предприятия непросто.

    И даже если неэффективность старых технологий совершенно очевидна, руководство Вашего предприятия будут активно убеждать в том, что «переход на восьмерку» их исправит. А отсутствие демонстрационной версии «восьмерки» не позволит произвести неспешное тестирование предлагаемых технологий без присутствия за спиной их апологетов.

    Короче говоря, задача об уходе системы управления от кусочной схемы, и переводе ее на комплексный программный продукт не будет простой. Вероятно, именно по этой причине переход российских предприятий на компьютерные технологии управления нового поколения так затянулся. Положение стремится законсервировать целая армия «программистов 1С», которым реально угрожает безработица. Выросло поколение бухгалтеров-операторов, воспитанных на программе «1С:Бухгалтерия», привыкших работать в стандартном плане счетов, которые нисколько не задумываются о том, как сделать бухгалтерские технологии эффективными. И что самое грустное – не хотят об этом задуматься.

    Однако экономический кризис и здесь ускоряет естественные процессы. Когда перед предприятием встает реальная альтернатива – скорое банкротство или радикальная реформа управления, составной частью которой является смена автоматизированной системы, на аргументы маркетинговой службы фирмы «1С» смотрят совсем другими глазами.

     

    Главный бухгалтер. Что дальше?

    Представим себе, что программу Вашего трудоустройства и быстрого продвижения по службе удалось успешно реализовать. Вы пришли на предприятие рядовым бухгалтером, освоились и выступили инициатором реформирования системы учета и управления, с переходом на компьютерные технологии следующего поколения. Вас назначили на должность главного бухгалтера, и примерно за год Вам удалось создать систему, с помощью которой предприятием можно управлять эффективно. Естественно, не в одиночку, а с привлечением определенного числа контрагентов, оценивать которых Вы научились.

    Это, конечно, только необходимое, но недостаточное условие эффективного управления. Нужно, чтобы как собственник, так и все руководство предприятия имело желание и способность пользоваться этой системой.

    Однако, независимо от того, превращается предприятие в эффективно управляемое или нет, Вы вряд ли захотите надолго остановиться на своей нынешней должности. С другой стороны, если предприятие действительно превратилось в успешное, главный бухгалтер может позволить себе и некоторую передышку. Например, связанную с рождением ребенка. Или с защитой кандидатской диссертации. Кстати, некоторым молодым коллегам удалось успешно совместить эти два дела.

    В любом случае, перед Вами встанет вопрос, куда двигаться дальше. Если внедренные Вами технологии эффективного управления на предприятии не востребованы в полной мере, наверное, можно подумать о смене работы. И перейти на более крупное предприятие, где предстоит реформирование. На более высокую зарплату. Возможно - в другую область деятельности. Например, из торгового предприятия в производственное. И повторить процесс реформирования в более крупном масштабе.

    Есть и другой путь. Это должность финансового директора. Чем отличается финансовый директор от главного бухгалтера? Задачей главного бухгалтера является отражение прошедших событий и оценка текущего состояния предприятия. А кто занимается будущим предприятия? Обычно это первый руководитель предприятия и планово-экономическая служба. Естественно, что прошлое, настоящее и будущее предприятия тесно связаны. Поэтому планирование и учет должны бы составлять единое и неразрывное целое.

    Однако очень часто планирование и учет ведутся по совершенно разным принципам и в совершенно не связанных между собой разрезах. На взгляд автора, объединение этих двух служб в единое целое и является главной задачей финансового директора. В России эта интеграция учета и планирования осложняется традиционным для нашей страны делением финансового управление предприятием, как минимум, на две службы – бухгалтерию и планово-экономический отдел. Чтобы объединить их в эффективно работающую систему, финансовый директор должен, в числе прочего, уметь достаточно уверенно исполнять обязанности как главного бухгалтера, так и начальника планово-экономического отдела, и обладать определенными навыками финансового анализа.

    Отсюда простой рецепт, как главному бухгалтеру перерасти в финансового директора. Нужно подчинить себе планово-экономическую службу. Тем более, что программные продукты, которые выше были названы как наиболее перспективные для организации компьютерных технологий нового поколения, выделяются из массы других именно тем, что полноценно интегрируют в себе учет, планирование и управление кадрами.

    В настоящее время задача интеграции учета и планирования в промышленности стоит существенно более остро, чем в торговле. Без встраивания в учетную систему элементов системы планово-экономической попросту невозможно получить реальную себестоимость выпускаемой продукции и оценить, насколько расход сырья и трудовых ресурсов на выпуск единицы продукции соответствует технологическим нормам.

    В торговле, скорее всего, эта задача станет актуальной в ближайшие 4-5 лет. Пока, несмотря на расширяющееся применение систем анализа продаж, управления работой с клиентами, и т.д., можно сказать, что информационная система управления торговлей на 70-80% - это система учета. Как долго сохранится такое положение, и что не устраивает сегодняшнего собственника торгового предприятия в системе финансового управления прежде всего? На взгляд автора это – большие складские запасы. Их снижение, скажем, вдвое, способно высвободить громадные материальные ресурсы. Но для минимизации складских запасов компьютеризированной учетной системы уже мало. Необходим принципиально иной уровень управления поставками, мощные аналитические средства оценки рисков и страховых запасов, достаточно точные прогнозы объемов продаж. Иными словами, необходимо формировать в торговле планово-экономическую систему. И интегрировать ее с системой учетной.

    Подведем итоги. В настоящее время в России складывается экономическая ситуация, единственным выходом из которой может стать массовое преобразование неэффективно управляемых предприятий в эффективные. В этом процессе окажутся востребованными молодые специалисты, имеющие уровень теоретической подготовки и практических навыков, который в настоящее время достигнут очень немногими. Было бы крайне заманчиво иметь какую-то форму объединения такого рода специалистов. Нечто вроде резерва на выдвижение, из которого фирмы, занимающиеся управленческим консалтингом, могли бы приглашать кандидатов на руководящие должности в реформируемых предприятиях. Надеюсь, что первым шагом в формировании такого резерва и станет наша учебная программа.

     

    Литература:

    1.Н.Н.Иванов «Основы автоматизированного учета», Саратов, «Наука», 2007г.

    2.Н.Н.Иванов «Ожидает ли нас массовая смена компьютерных технологий учета и управления», журнал «Бухгалтер и компьютер», 2008, №2, http://www.buhcomp.ru/htm/new_namb/arhive_2008/02/statyi/statya1.shtml

    3.М.Суарес «Комплексные системы из компонентов», журнал «Бухгалтер и компьютер», 2008, №7, http://www.buhcomp.ru/htm/new_namb/arhive_2008/07/statyi/statya3.shtml

     

     

     

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: Admin (08.04.2014) | Автор: Иванов Николай Николаевич
    Просмотров: 980 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2024